Издержки производства, классификация и резервы снижения издержек

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стра­тегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может «идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем пред­ложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.

Основой всякой хозяйственной деятельности является стремление к получению наибольшего дохода с наименьшими затратами. В условиях рыночных отношений любому предпринимателю становится объективно необходимым устраивать свое хозяйство как экономически выгодное предприятие, с оптимальными размерами и соотношением объемов и элементов издержек производства. Поэтому очень важно и актуально с этой точки зрения познание закономерностей спроса и предложения, а, следовательно, определение целевой установки что производить, в каком количестве, по каким ценам реализовывать продукцию и при этом получать максимальную прибыль, а также иметь устойчивое положение на рынке.

Активную стратегию цен осуществляют предприятия, которые более или менее автономно устанавливают свою цену с учетом действия других продавцов, но не в полном соответствии с ними. При этом стратегия может быть ориентирована либо на покрытие издержек и получение прибыли (покрывающие суммы), либо на рыночные отношения. Однако допустима и измененная стратегия максимальной цены. Это возможно при высоком уровне качества. Кроме того, стратегия максимальной цены может просуществовать долгое время при ограждении защитными правами (патенты) и рациональной протекционистской политике.

Низкая цена на продвигаемое на рынок изделие встречает очень гибкий спрос, что вызывает опасность появления на рынке конкурентов. Благодаря уже имеющимся производственным мощностям могут быть выпущены большие количества изделий, при этом используются преимущества снижения издержек в расчете на одно изделие.

Определение стратегии цен является трудоемкой задачей, так как следует учитывать как динамику цикла жизни изделия, его конкурентоспособность, спрос, так и собственные затраты (эффект сбыта) с самого начала производства.

Но для производства любого товара фирма должна приобрести производственные ресурсы. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих экономических ресурсов (факторов производства). Именно цены факторов производства определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе.

Наконец, существует множество этических аспектов и проблемы экономической политики. В частности, безнравственный подход к установлению цен на факторы производства приводит к значительному неравенству в распределении личных доходов. Ситуация осложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения может воздействовать политика и практические меры воздействия государства и других институтов.

Цель исследования состоит в обосновании региональных закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:

— изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории;

— углубление отдельных теоретических аспектов издержек производства и установление взаимосвязей издержек с другими экономическими категориями в условиях рынка, такими как доход и прибыль;

Теоретической и методологической основой исследования явились труды основоположников австрийской школы в политэкономии, классиков экономической теории, работы современных отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.

В работе использованы монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный и социологический методы исследования.

Научная новизна результатов исследований состоит в следующем:

— исследована классификация издержек производства с разделением их на постоянные, переменные, что позволяет решать ряд практических задач, а именно: при рассмотрении динамики доли постоянных затрат можно принимать управленческие решения, а также выявлять возможные резервы снижения издержек производства.

В работе представлены 9 аналитических таблиц и 1 диаграмма.

Глава 1. Экономическое содержание издержек производства.



    Этапы разработки управленческих решений

    Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

    Особенности американского менеджмента

    За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.