Неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения

Es(p)= (∆Q/Q)/(∆P/P)*100%

Различают несколько видов эластичности предложения. В частности, когда Es(p)<1, говорят, что предложение неэластично. В этом случае увеличение цены на 1 % вызовет соответствующее увеличение величины предложения менее чем на 1 %.

При Es(p)>1 предложение эластично. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более чем на 1%.

При единичной эластичности предложения (Es(p)=1) 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров.

Если Es(p)=0, то сложившуюся ситуацию называют нулевой эластичностью предложения по цене. В этом случае изменение цены не отразится на величине предложения.

Возможна и другая ситуация, когда Es(p)=∞. Абсолютно эластичное предложение означает, что малейшее уменьшение цены вызовет сокращение величины предложения до нуля, а малейшее увеличение цены приведет к бесконечно большому предложению.

Указанные виды эластичности предложения по цене можно изобразить графически.

Рис. 4

На рисунке изображены:

S1 – неэластичное предложение;

S2 – эластичное предложение;

S3 – единичная эластичность предложения по цене;

S4 – абсолютно эластичное предложение;

S5 – абсолютно неэластичное предложение (нулевая эластичность предложения по цене).

Как уже было упомянуто выше, на предложение влияет не только цена, на и ряд других факторов. В зависимости от этого можно рассматривать эластичность предложения не только по цене, но и по другим факторам.

«Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях»[26].

Эластичность предложения принимается во внимание несколько реже, чем эластичность спроса, поскольку у эластичности спроса есть еще одна важная функция: она показывает, что происходит с общей выручкой. «Однако и эластичность предложения может объяснить один существенный факт.

Данное изменение цены, как правило, оказывает все большее влияние на предлагаемое количество, если переходить от мгновенной ситуации к кратковременному отрезку времени и далее к длительному периоду. Это можно выразить в нескольких словах: эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, когда все уже приспособилось к более высокой цене, чем в короткие отрезки времени»[27].

Перейти на страницу: 1 2 3


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.