Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность.

Заключение.

По Марксу, в основе стоимости лежит только один производственный фактор — труд работников. Иной позиции придерживают­ся современные экономисты. Они в той или иной степени разделяют концепцию, согласно которой в основе стоимос­ти лежит не один, а несколько производственных факторов - труд, капитал (средства производства), природный фактор (земля), предпринимательские способности. В со­ответствии с этим признается, что стоимость, во-первых, формируется всеми факторами, во-вторых, распадается на доходы.

Проблема стоимости может и должна решаться не на противопоставлении, а путем согласования, сочетания под­ходов. При определении ценностей товара важно учиты­вать как затраты (труд, рабочее время), так и результаты (количество и качество полезности), их взаимодействие.

По мере формирования мирового рынка действие зако­на стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональ­ные. Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает допол­нительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью — проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи' невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.

Влияние закона стоимости в рыночной системе хозяйствования проявляется, в конечном счете в том, что этот закон выступает как своеобразная «невидимая рука», которая направляет производителя к своей цели – получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса. В этой связи А. Смит писал: «Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться … Но всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употребить его на поддержку той части промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров».[4]

[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: Соцэкгиз, 1962 - С.53.

[2] здесь, всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей (прим. авт.)

[3] Общественно необходимые затраты труда (прим. автора)

[4] Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1962 – С 331, 332

Перейти на страницу: 1 2 


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.