Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Однако все эти предположения суть не что иное как вариации на одну и ту же тему: генералы всегда готовятся к прошедшей войне.
Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.
2.3.2 Теория рациональных ожиданий
Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика».
Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.
Другим основным положением ТРО является идея о том , что рынки товаров и факторов производства высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.
Этапы разработки управленческих решений
|
Особенности американского менеджмента
|