Методы экономических исследований

Во всякой науке используется определенная со­вокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все об­ласти познания; общенаучные — исторический, логический, математический и др.; и специфические — для каждой отрасли науки. В экономической теории применяются два, хотя и противопо­ложных, но взаимосвязанных философских метода — метафизика и диалектика.

Метафизика

рассматривает все явления разрозненно, в состоя­нии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняет­ся внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм зара­ботной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, ког­да берет на вооружение диалектику— учение о наиболее общих за­кономерностях становления и развития всех явлений природы, об­щества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) — создатель систематической теории диалектики, центральное место в этой теории отводил противоречию. Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и оши­бочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоеди­нимые стороны явления. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной дея­тельности. [3; 28-29]

Но все же важнейшими из методами экономической теории являются: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования ры­ночного спроса путем исследования различных определяющих его факто­ров - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыноч­ный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рас­смотрении как единства входящих в него и определяющих его компонен­тов - цен, доходов потребителей и др.

Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция — метод познания, базирующийся на умозаключениях от час­тного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каж­дого последующего экземпляра, приобретаемого им аналогичного блага, уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии. Кстати, именно так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктора Ватсона, военного врача.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с извест­ного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использовать­ся достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом орга­низме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании. [1; 33]

Перейти на страницу: 1 2



Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.