Понятие «фактор», их классификация. Факторные модели, используемые в анализе

Фактор – это причина, движущая сила какого-то явления или процесса, которая определяет его характер или отдельные черты. Это активнодействующие силы, которые приводят к положительным или отрицательным изменениям в состоянии объекта.

Все факторы подразделяются на несколько групп – классифицируются:

1) По связи с объектом анализа:

- внешние

- внутренние (по отношению к организации)

2) По состоянию и использованию ресурсов:

- технические

- технико-экономические

- экономические

- финансовые

3) По характеру воздействия на производство:

- экстенсивные – факторы, связанные с количественными изменениями в использовании различных методов исследования

- интенсивные – факторы, связанные с качественными изменениями в использовании ресурсов (например: изменение производительности труда)

Четкого разграничения между понятиями «фактор» и «показатель» нет. В разных условиях они могут быть либо фактором, либо показателем. Как правило, взаимодействие факторов и показателей выражается в виде математической формулы.

В основе эк.анализа лежит выявление, оценка и прогнозирование влияния отдельных факторов на изменение результирующих (обобщающих) показателей. В эк.анализе изучаются 2 вида причинно-следственных связей: функциональные и вероятностные. Совокупность факторных и результирующих признаков, связанных причинно-следственной связью называется факторной системой.

Модель факторной системы – это математ. формула, отражающая реальные связи между анализируемыми явлениями и процессами. Наиболее общий вид формулы функционирования факторной модели:

y = f (x1, x2, x3, …, x n), c = f (a, b, …)

y и c – результирующий показатель, который является следствием взаимодействия факторов.

x1, x2, x3, … или a, b, … - причины изменения результирующего показателя, т.е. факторов

В эк.анализе используются 4 типа факторных моделей:

1) Аддитивные факторные модели: взаимодействие факторов в виде алгебраической суммы.

с = a + b + d

с/ст-ь = Σмат.затрат + расходы на оплату труда + начисления на соц. нужды + ам-ия + прочие расходы

2) Мультипликативные: взаимодействие факторов – произведение

c = a·b·c

ФЗП = Сч · ЗП 1 ч-ка · кол-во месяцев

3) Кратные: взаимодействие факторов – отношение (деление)

c = a / b

рентабельность = прибыль / выручка

4) Смешанные: могут быть различные компоненты взаимодействия факторов

Выручка = Σgi · Pi + НДС + акцизы + экспортные тарифы

gi – объем продаж; Pi – цена

рентаб. активов = прибыль / активы = (прибыль · выручка) / (активы · выручка) = (прибыль / выручка)·(выручка / активы) = рентаб.продаж · Кобор-ти


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.