Обзор рынка

Предложение

В 2007 году на рынок офисной недвижимости Москвы вышло около 1,5 млн. кв.м. качественных офисных площадей, что почти на 50% превышает показатели 2006 года. На конец 2007 года общее предложение офисных площадей в бизнес-центрах класса А и В составило 7,2 млн. кв.м.

В 2007 году на рынке офисных площадей наблюдалось усиление децентрализации. Основное строительство ведется на участках, расположенных между ТТк и МКАД. Активно осваивается север Москвы, бизнес-центры строятся вдоль таких крупных магистралей, как Ярославское, Дмитровское, Алтуфьевское шоссе. Продолжается формирование новых деловых районов («большой Сити», деловой район в Мякининской пойме), продолжается редевелопмент промзон, активно развивается формат бизнес-парков за пределами МКАД.

Спрос

Сохранение высокого уровня спроса на качественные офисные площади в течение 2007 года было обусловлено продолжившимся ростом экономики страны, развитием всех сегментов бизнеса, а также выходом на российский рынок новых крупных иностранных компаний. Несмотря на рост предложения, в Москве сохраняется дефицит качественных офисных площадей, уровень вакантных площадей составляет от 2,5 до 4% в зависимости от месторасположения.

Основная доля спроса приходится на офисные площади от 150 до 300 кв.м и составляет 35% от общего объема спроса. Сохраняется устойчивый спрос на блоки от 300-500 кв.м (25%). Необходимо отметить, что возрастает спрос на средние площади от 1 000 кв.м (10%), что связано с расширением компаний на рынке, которым становятся необходимы все большие офисные пространства.

На рынке офисных площадей наметилась тенденция к увеличению сроков аренды: для офисных площадей класса А сроки аренды начинаются от 7 лет (ранее 5 лет), для офисных площадей класса В – от 5 лет (ранее 3 года).

Ставки

В 2007 году в офисном сегменте наблюдался бурный рост арендных ставок на качественные офисные площади. Ставки аренды в среднем выросли на 25% , что значительно превышает показатели 2006 года. Основная причина роста арендных ставок заключается в превышении спроса над предложением, вследствие чего наблюдается низкий уровень вакантных площадей. Также свою роль сыграли падение курса доллара и растущая заинтересованность западных фондов в приобретении качественных офисных площадей.

Прогноз на 2008 год:

Строительство офисных площадей в составе многофункциональных комплексов

Глобализация офисных объектов и их строительство за пределами города: развитие бизнес парков, редевелопмент промзон, формирование новых деловых районов

Увеличение количества инвестиционных приобретений на офисном рынке

Рост ставок на качественные офисные помещения на 10-12%

Увеличение объема инвестиций приведет к постепенному снижению ставки капитализации.

Обзор рынка складских помещений

2007 год можно назвать беспрецедентным по динамике развития рынка складской недвижимости. Общий объем введенных в эксплуатацию качественных складских площадей по России составил около 1,1 млн. кв.м, из них около 900 тыс. кв.м пришлось на Московский регион.

Общий рост внешнеторгового оборота, активная экспансия новых торговых компаний, высокий спрос и масштабные объемы строительства, а также появление на рынке все большего количества новых профессиональных девелоперов – все это обуславливает столь динамичное развитие складского сегмента. Разрыв между спросом и предложением уменьшается, на рынке появляется конкуренция между проектами, а также небольшая доля свободных площадей, готовых к въезду.

Предложение

За 2007 год было введено в эксплуатацию около 900 тыс. кв.м качественных складских площадей, что практически в 2 раза превышает показатель прошлого года, и таким образом общее предложение составляет 3 млн. кв.м, а общий прирост составил 43%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5



Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.