Калькулирования себестоимости продукции.

Определение затрат, связанных с производством и реализацией единицы продукции, называется калькулированием

, а документ, в котором они отражаются, калькуляцией

. В калькуляции, как уже было отмечено, все затраты группируются по статьям расходов в зависимости от места возникновения и назначения.

В качестве объекта калькулирования выступают отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция подразделений основного и вспомогательного производства, продукция разной степени готовности и вся товарная продукция предприятия.

Главная задача калькулирования состоит в определении себестоимости отдельных видов изделий (работ, услуг) и на этой основе – себестоимости всего товарного выпуска предприятия на год (за год) с поквартальной (месячной) разбивкой.

В качестве калькуляционных единиц в практике планирования и учета затрат используются физические единицы измерения производственной программы предприятия (штуки, тонны, метр и т. п.) В зависимости от характера продукции, технологии и организации производства, а также способов отнесения затрат на определенный объект калькуляции применяются различные модели и методы калькулирования и себестоимости.

Модели учета затрат и калькулирования

в международной учетной практике выделяются главным образом исходя из полноты включения затрат, в соответствии с чем можно выделить две основные модели калькулирования себестоимости продукции.

Модель полного распределения затрат

(absorption costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции. При этом прямые затраты относятся на конкретный вид продукции. При этом прямые затраты относятся на конкретный вид продукции экономически обоснованным способом. Общая сумма косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения.

Рассмотрим пример

, демонстрирующий важность обоснованного выбора базы распределения накладных затрат.

Организация розничной торговли реализует три вида товаров: А, Б и В. Распределения накладных затрат осуществляется пропорционально оптовым закупочным ценам на эти товары. За текущий месяц накладные затраты (арендная плат, коммунальные услуги и т.д.) составили 3480 тыс. руб. Объем реализации товаров А, Б и В соответственно составил: 150 ед., 150 ед., 100 ед. Оптовые закупочные цены составили: А – 10 тыс. руб., Б – 11 тыс. руб., В – 12 тыс. руб.

Определите коэффициент распределения накладных затрат, составьте калькуляцию продукции и рассчитайте рентабельность каждого вида товара без учета и с учетом оборачиваемости товарных запасов. В рассматриваемый период оборачиваемость товарных запасов составила: по товару А – 12 дней, по товару Б – 14 дней, В – 19 дней.

В нашем примере коэффициент распределения накладных затрат, составит 0,8 (3480:(150х10 +150х11+100х12)). Соответственно, накладные затраты в разрезе отдельных товаров составят: по товару А - тыс. руб. (10х0,8), по товару Б – 8,8 тыс. руб. (11х0,8), по товару В – 9,6 тыс. руб. (12х0,8).

В итоге можно составить калькуляцию продукции и определить величину прибыли и рентабельность реализации. Таблица 1.5.

Как видно из таблицы 1.5, наиболее рентабелен товар В (10%). Казалось бы, ассортиментная политика торговой организации должна быть направлена на увеличение закупки и реализации именно этого товара. Однако мы не учли столь важный фактор, как срок оборачиваемости товарных запасов.

Если распределить накладные затраты пропорционально обороту товарных запасов, то коэффициент распределения составит 0,6 (3480:(150х12+150х14+100х19)).

Таблица 1.5.

Показатель

Товар А

Товар Б

Товар В

1. Прямые затраты

10

11

12

2. Накладные затраты

8

8.8

9.6

3. Себестоимость продукции

18

19.8

21.6

4. Цена реализации

19

20.5

24

5. Прибыль

1

0.7

2.4

6.Рентабильность продаж %

5.3

3.4

10

Перейти на страницу: 1 2


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.