Виды рынков по соотношению ситуации продавцов и покупателей

Конкурентный (монополистическая конкуренция) – это рынок, который предполагает большое количество продавцов, предлагающих многочисленным покупателям разнородную продукцию. Вход на такой рынок относительно несложен, но каждая фирма должна найти свое собственное место, закрепить за собой свою группу покупателей методами неценовой конкуренции (реклама, торговая марка, имя фирмы, и т.п.).

Характеристика особенностей монополистической конкуренции:

1. На рынке действует достаточно большое количество продавцов. Что значит «достаточно большое»? Для существования монополистической конкуренции количество продавцов должно быть:

- не слишком большое, чтобы спрос не стал абсолютно эластичным, что характерно для чистой конкуренции;

- не слишком маленькое, чтобы каждая фирма владела относительно незначительной частью рынка и имела ограниченный контроль над ценой;

- достаточно значительное, чтобы избежать тайных соглашений отдельных фирм с целью ограничения объемов производства и штучного повышения цен;

- достаточное, чтобы фирмы отрасли не чувствовали взаимной зависимости, имели возможность определять собственную политику, не обращая внимания на реакцию конкурентов.

Таким образом, если для чистой конкуренции на рынке необходимо иметь сотни или тысячи фирм, то для монополистической конкуренции достаточно 30, 50 или 70 фирм.

2. Продукты, которые предлагаются на рынке, хоть и принадлежать к одной товарной группе, достаточно дифференцированы. Эта дифференциация основывается как на реальных, так и на мнимых отличиях. Реальные отличия достигаются за счет: качества товара, углубления послепродажного обслуживания, места продажи товара, стимулирования сбыта.

Кроме того, дифференциация товара со временем основывается на мнимых отличиях. Чаще всего на них направлена активная рекламная политика фирмы («Наша зубная паста – это единственный надежный защитник от кариеса!» или «Наш стиральный порошок чистит все, кроме ваших карманов!»).

3. Ограниченная возможность влияния на цену. Было бы ошибочным считать, что при монополистической конкуренции фирма вообще не может влиять на цену продукта, который она реализовывает. Последующее размещение, яркая упаковка, результативная рекламная компания дают фирме значительную победу над другими, что дает возможность реализовать свою продукцию немного дороже. Однако, эта возможность ограничена тем, что на рынке монополистической конкуренции существует множество почти идентичных товаров, а поэтому, покупатель имеет возможность приобрести товар у другого продавца, если его цена покажется привлекательнее.

4. Легкое проникновение на рынок. Поскольку на рынке достаточно большое количество конкурирующих фирм, то создать какие-то барьеры для проникновения в отрасль новых производителей практически невозможно. Вместе с тем, существует исключение из этого правила. Скажем, количество мест, самых удобных для установления киосков, ограничена, а поэтому для дополнительных конкурентов появляются барьеры. Это особенно важно для понимания модели поведения фирмы на рынке с монополистической конкуренцией в долгосрочном периоде.

Рынку монополистической конкуренции принадлежит промежуточное место между монопольным рынком и рынком чистой конкуренции. Поэтому и механизм установления цены и объемов производства при монополистической конкуренции является переплетением двух моделей рынка.

Монопольный (чистая монополия) – рынок, на котором одна фирма продает единственный в своем роде продукт, эта фирма контролирует цену на продаваемый ею продукт.

Рынок чистой монополии обладает такими характеристиками:

1. На рынке функционирует только один производитель какой-либо продукции. Так, справедливым является утверждение: фирма-монополист – это и есть отрасль производства. Тогда для монопольного рынка не хватает деления на спрос, касающийся отдельной фирмы и рыночный (отраслевой) спрос, а так же на предложение отдельной фирмы и рыночное предложение. Для чистого монополиста эти понятия являются синонимами.

2. Товар, который производит монополист, не имеет похожего заменителя. Практически нет таких товаров, которые нельзя было бы заменить на что либо другое. Но что касается товара монополиста, то справедливым будет предположение, что у потребителя существует лишь два возможных варианта поведения: либо вообще отказаться от употребления этого товара, либо купить его у монополиста.

Следует обозначить, что у чистого монополиста нет прямых конкурентов на рынке товаров. Но это не означает, что он вообще не вступает в отношения конкуренции. Сначала нужно принять ко вниманию, что монополист, в свою очередь, становится покупателем на рынке ресурсов, где он сталкивается с другим конкурентным окружением.

3. Чистый монополист сам устанавливает цену на свой товар. Если конкурентную фирму мы назвали такой, которая соглашается с ценой, то монополист – это тот, кто диктует свою цену. Чтоб понять механизм диктата монополиста, нужно вспомнить, как вообще формируется рыночная цена. Цена равновесия является результатом взаимодействия спроса и предложения. Поскольку для монополиста спрос совпадает с рыночным, и его можно рассматривать как заданный, то установить равновесную цену он может, управляя предложением: увеличение предложения снижает цену, и наоборот, уменьшение предложения приводит к увеличению цен.

Перейти на страницу: 1 2



Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.