Виды рынков по экономическому признаку

Рынок товаров и услуг – это определенная совокупность экономических отношений по организации и купле-продаже товаров и услуг.

Услуга – это особая потребительная стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности людей. Особенностью услуг как товаров (в сравнении с обычным товаром, воплощенным в конкретной вещи) является то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление вещей совпадает с процессом их создания, с деятельностью, их невозможно накапливать, транспортировать и т.д.

Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования товаров, туризм услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные, инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля) и нематериальные (образование, здравоохранение) услуги.

Услуги создаются как в сфере материального производства, так и в сфере нематериального производства. Если цены на услуги превышают общественно необходимые затраты на их создание, происходит чрезмерное присвоение части финансовых ресурсов производителями услуги и их изъятие из доходов потребителей. Присвоенные ресурсы могут распределяться в разной пропорции между владельцами предприятий и учреждений, которые предоставляют услуги, и теми, кто их создает (если предприятия не являются собственностью самих производителей услуг).

Главным условием расширения рынка услуг в Украине является рост производительности труда в сфере материального производства, насыщение рынка товарами широкого потребления, что позволит увеличить занятость в сфере нематериального производства, значительно расширить ассортимент платных и бесплатных услуг для населения. Кроме того, важными условиями увеличения объема рынка услуг являются повышение реальной заработной платы, формирование полноценного рынка рабочей силы и другие факторы.

Рынок средств производства, или, по терминологии «экономикс», рынок капитала характеризуется тем, что спрос на этот тип капитала зависит, прежде всего, от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства, а следовательно, инвестиции в расширение производства уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынок средств производства и рынок предметов труда. Рынок средств труда делится на рынок нового и бывшего в употреблении оборудования, а так же рынок специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам.

В западной экономической литературе утверждается, что производительным является не только труд но и производственные фонды (капитальные блага), поскольку с их помощью можно получить большое количество продукции или увеличить доход. При этом чистой производительностью капитала называют разницу между суммой потребляемых благ, изготовленных с помощью средств производства, и величиной материальных благ, которые необходимо было израсходовать для создания этих средств. Такую производительность, выраженную в процентах, называют естественной нормой процента. Кроме того, в отличии от труда средства производства считаются фактором, который формируется самой экономической системой. На самом деле, как уже отмечалось, при взаимодействии труда и средств производства в результате так называемого синергического эффекта возникает новая производительная сила, которая и представляется на поверхности производительной силой самих средств производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.