Стратегическое управление инновационными процессами

Учитывая, что в сфере ИТ основными инновационными процессами являются жизненные циклы проектов, стратегическое управление ими можно разделить на ряд направлений:

1. система стратегического планирования инноваций;

2. стратегическое управление жизненным циклом проектов;

3. стратегическое управление системой обеспечения проектов (кадры/сорсинг и финансы).

Приводимый ниже перечень процессов не является формализованным на рассматриваемом предприятии. Оценка их состояния позволяет в целом оценить состояние процессов (касающихся стратегического управления инновационными процессами) ИТ на предприятии. В дальнейшем данная оценка может быть использована в качестве исходных сведений для GAP-анализа.

Система стратегического планирования инноваций.

В стандарте COBIT 4.1 можно выделить пять ИТ-целей, относящиеся к системе генерации проектов:

· реагировать на требования бизнеса в соответствии со стратегией предприятия;

· реагировать на организационные требования в соответствии с принятой стратегией ИТ;

· определение порядка перевода потребностей бизнеса в эффективные информационные решения;

· обеспечение достижения целей ИТ;

· обеспечение соответствия информационной системы требованиям законодательства, нормативных актов и контрактов.

Указанным пяти целям сопоставляются следующие процессы: PO01 - «Определение стратегического плана ИТ»; PO02 - «Разработка информационной архитектуры»; PO04 - «Разработка ИТ-процессов, структуры и коммуникаций»; PO08 - «Управление качеством»; PO09 - «Управление ИТ-рисками»; AI01 - «Анализ потенциальных средств автоматизации»; AI02 - «Внедрение и поддержка приложений»; AI06 - «Управление изменениями»; AI07 - «Внедрение решений»; DS01 - «Управление уровнями обслуживания клиентов»; DS03 - «Управление производительностью и емкостью»; DS10 - «Управление проблемами»; ME01 - «Мониторинг и оценка эффективности ИТ»; ME02 - «Мониторинг и оценка внутреннего контроля ИТ»; ME04 - «Управление ИТ».

Анализ процессов данного направления выявил отсутствие формализованной ИТ-стратегии (также слабую связь целей ИТ и потребностей бизнеса и информационных инновациях). Как следствие, стратегическое планирование инноваций выполняется интуитивно и не документируется. Идеи инноваций возникают спонтанно у отдельных ответственных исполнителей на своих участках работы, что приводит к относительной бессистемности, отсутствию синергического эффекта и туманным перспективам каждой инновации для будущего.

Управление жизненным циклом проектов.

Стандарт COBIT 4.1 определяет три ИТ-цели, относящиеся к управлению жизненным циклом проектов:

· создание гибкости информационной системы;

· внедрение проектов в срок, в рамках бюджета и вовремя;

· обеспечение экономичности ИТ расходов и саморазвития.

Указанным трем целям сопоставляются следующие процессы: PO02 - «Разработка информационной архитектуры»; PO04 - «Разработка ИТ-процессов, структуры и коммуникаций»; PO05 - «Управлениями инвестициями в ИТ»; PO07 - «Управление кадровым потенциалом ИТ-службы»; PO08 - «Управление качеством»; PO10 - «Управление проектами»; DS06 - «Идентификация и учет затрат»; AI03 - «Внедрение и поддержка технологической инфраструктуры»; ME01 - «Мониторинг и оценка эффективности ИТ»; ME04 - «Управление ИТ».

Анализ показал, что степень зрелости процессов управления жизненным циклом проектов и процессов управления проектами находится на первой ступени зрелости. Проектное управление в целом отсутствует как внутри ИТ-службы, так и в целом по предприятию. Проекты в портфеле не являются взаимодополняющими. Мониторинг отклонения проектов от заданных целей не выполняется, по факту завершения проектов отклонения анализируется лишь косвенно и без конкретных выводов. Сколько-нибудь формализованных планов или намерений по совершенствованию (или оптимизации) процессов управления проектами в процессе исследования не выявлено.

Система обеспечения проектов.

В стандарте COBIT 4.1 можно выделить четыре ИТ-цели, относящиеся к системе обеспечения проектов:

Перейти на страницу: 1 2


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.