Внутрифирменные трудовые стандарты и нормативы как критерии оценки результата труда персонала

Процедура оценки любого явления или процесса предполагает сравнение наблюдаемых проявлений с каким-либо эталоном. В ходе оценки результатов труда персонала для этой цели чаще всего используются трудовые стандарты и нормативы, в комплексе которых можно выделить:

1. стандарты и нормативы, сформировавшиеся во внешней по отношению к организации среде бизнеса;

2. внутрифирменные стандарты и нормативы.

Соотношение и роль названных групп трудовых стандартов и нормативов во многом детерминирована типом экономической сис­темы общества, которая, в свою очередь, определяет уровень цен­трализации государственной власти в вопросах регулирования эко­номики.

С переходом к рыночной экономике из сферы влияния госу­дарства практически ушли вопросы организации и нормирования труда, регламентация политики вознаграждения ограничена практи­кой государственною регулирования минимальной заработной пла­ты, условиями налогообложения фонда оплаты труда и доходов физических лиц. В большей степени государство регламентирует нормативы, определяющие уровень социальной защищенности че­ловека на рынке труда и касающиеся:

1. предоставления наемным работникам гарантий занятости, в частности защиты от обоснованного отказа в приеме на ра­боту и от необоснованного увольнения;

2. установление стандартов условий труда и порядка расчета компенсационных выплат за работу во вредных и тяжелых условиях труда;

3. продолжительности рабочего времени, в том числе с учетом специфики рабочей силы отдельных социально-демографических групп гражданам (женщин, в том числе имеющих малолетних детей; инвалидов, подростков).

Предпри­ятия, не имевшие ранее потребности в разработке большинства ви­дов трудовых нормативов, не имели и соответствующего опыта. В результате привычка к детальной регламентации всех элементов трудовой деятельности работника со стороны государства привела к неготовности специалистов в области труда и заработной платы ре­шать данные проблемы на уровне организации самостоятельно.

На сегодняшний день подавляющее боль­шинство преуспевающих и стабильно работающих предприятий и организаций страны располагают развитой системой внутрифир­менных трудовых стандартов и нормативов, которые в совокупно­сти с мерами государственного регулирования социально-трудовых отношений позволяют решить подавляющее большинство проблем в области организации труда.

Система внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов формируется под влиянием:

1. государственных трудовых стандартов и нормативов;

2. государственных и отраслевых

стандартов производствен­ной деятельности

(если

они существуют в данном виде биз­неса);

3. внутрифирменных стандартов производственной деятельно­сти;

4. стандартами трудовых отношений, реализуемыми на раз­личных уровнях социального партнерства.

Формирование системы внутрифирменных стандартов и нормати­вов является одним из важнейших шагов на пути создания разнообраз­ных систем оценки, которые позволяют осуществить внутренний аудит деятельности организации, выявить слабые и сильные стороны этой деятельности, наметить пути дальнейшего развития. В системе оценки деятельности организации одну из ключевых позиций занимает оценка результатов труда персонала. Её реализация требует рационализации комплекса внутрифирменных трудовых стан­дартов и нормативов.

При использовании этого метода оценка работы персонала заключается в установлении стандартов или нормативов и в последующем сравнении рабочих показателей каждого работника с этими стандартами. Данный метод чаще всего применяется в условиях производства. В целом в ка­честве рабочих стандартов должны устанавливаться также показатели, которые могут быть достигнуты средним работником. Рабочие стандар­ты призваны определить, каким должен быть нормальный результат работы за единицу времени (рабочий день, неделю, месяц, год). В таблице 1.1 приводятся примеры рабочих стандартов.

Таблица 1.1 – Образцы рабочих стандартов

Рабочие стандарты

Условия применения

1

2

Средняя производительность (дневная норма выработки) рабочей группы/бригады

Когда задания, выполняемые всеми индивидами, одинаковы или почти одинаковы

Средняя производительность труда (норма выработки) одного работника

Когда работники выполняют одни и те же задания, а оценка и усреднение результатов всей группы громоздки и требуют больших затрат времени

Объем выполненной работы за единицу времени

Работы, предполагающие выполнение повторяющихся заданий

Рабочие стандарты для каждого вида работ

Нециклические типы работ, где выполняется много различных заданий

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5



Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.