Понятие и сущность малого бизнеса в рыночной экономике

Понятие «малое» - это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности.

Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек, но имеются примеры, где число работников допускается до 200 человек, и где их должно быть не более 15 чел. Это зависит от сферы деятельности предприятия [29].

С 1997 г. Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» было определено, что «субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работающих не более 50 человек» и в следующих организационно-правовых формах:

1. Полное товарищество;

2. Коммандитное товарищество;

3. Товарищество с ограниченной ответственностью;

4. Товарищество с дополнительной ответственностью;

5. Производственные кооперативы [21].

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации работы, льготами со стороны государства.

Для деятельности руководителя малой фирмы характерны:

1. Свобода в выборе направлений и методов работы;

2. Ориентация на достижение коммерческого успеха;

3. Опора на свои собственные знания;

4. Интуиция при выборе вариантов действий;

5. Огромная самоотдача (сил, времени);

6. Ответственность за принимаемые решения и их последствия;

7. Связь с деятельностью предприятия всей своей жизни;

8. Постоянный контроль за работой предприятия;

9. Стремление к прямым контактам со всеми работниками [28].

Для предпринимателя предприятие и он сам воспринимаются как одно целое. Здесь все зависит от знаний и умений прежде всего предпринимателя.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

1. Его работники составляют единую небольшую команду, объединенную единством целей.

2. В деятельности отдельного работника совмещаются функции управления и труда.

3. Активно используется взаимозаменяемость и помощь.

4. Каждый из работников стремится к постоянному совершенствованию, к повышению полезности своего труда.

5. Интенсивность деятельности часто очень высокая, что вызвано обостренным чувством личной ответственности.

6. Новые решения руководителя быстро реализуются.

На малом предприятии все недостатки и достоинства отчетливо видны. Здесь невозможно уклоняться от работы ни руководителю, ни работникам.

Малые предприятия имеют и ряд недостатков:

1. Их финансовые средства обычно невелики.

2. Руководитель малого предприятия должен быть специалистом во всех вопросах производства, снабжения, маркетинга, менеджмента, финансов.

3. Партнеры малых предприятий (банки и смежники) постоянно испытывают риск из-за высокой степени их банкротств, отсутствия залоговых гарантий по сделкам.

4. Между учредителями могут возникать разногласия в целях деятельности, что отрицательно сказывается на успехе деятельности предприятия.

5. При делении дохода и имущества предприятия между учредителями часто возникает конфликт из-за сложности оценки вклада партнеров в полученный результат.

В целом на малых предприятиях занято огромное число работников. В успешности их деятельности заинтересовано все общество, поэтому из государственного бюджета выделяются специальные средства на государственную поддержку малых предприятий. Эти средства предоставляются в виде финансовой помощи, методических рекомендаций, налоговых льгот, оплаты обучения сотрудников, льготных кредитов. При федеральном правительстве и региональных органах власти создаются специальные подразделения по поддержке малого предпринимательства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.