Основы управления малым бизнесом

4. Изменением структуры издержек производства;

5. Необходимостью учета неопределенности внешней среды.

Неопределенность стала одним из важных понятий менеджмента предприятий как постоянная изменчивость условий поведения, быстрая и гибкая переориентация производства и сбыта.

Характеристика управленческой деятельности. Динамичное изменение технологий, борьба за потребителя и качество продукции (услуг), обострение конкуренции заставляют предприятие по-новому рассмотреть весь комплекс вопросов управления. Управленческая деятельность в современных условиях считается одним из важнейших факторов функционирования предприятий и организаций. Перестройка внутрифирменного управления в последнее время стала сердцевиной реорганизации всего хозяйственного механизма предприятий.

Гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упускать новые возможности, открываемые нововведениями и рынком, в настоящее время более важны, чем прямая экономия управленческих расходов. Новая философия управления требует ориентации на потребительский спрос проведения маневренной научно-технической, инновационной и рыночной политики, стремления к нововведениям. Специалисты полагают, что каждая фирма вне зависимости от ее размера должна иметь определенные цели, которые оправдывали бы ее существование в обществе.

Особое место управления в рыночной экономике обусловлено тем, что именно оно должно обеспечивать связанность, интеграцию экономических процессов на предприятии. Управление предприятием связывает воедино его внутренние ресурсы и внешнюю среду, наиболее существенные компоненты которой - государственное регулирование экономики и конкуренция, состояние социальной среды. Управление усиливает адаптивность, конкурентоспособность бизнеса.

Современная теория управления отражает объективные условия развития производительных сил и производственных отношений. Характерно, что понятия «менеджмент» и «менеджер» появились, когда управленческий труд стал наемным, появился кредит и стало возможным широкое развитие предпринимательства.

Школа «рационального управления» и поведенческое, психологическое направление, существовавшие долгое время параллельно, но при этом во многом противостоявшие друг другу, демонстрируют в настоящее время активный поиск путей интеграции. Жесткое, строго формализованное стратегическое планирование трансформируется в концепцию стратегического управления, базовые принципы планирования и контроля изменяются, снижается численность занятых в различных службах предприятий. Упор на выработку четких и неизменных контрольных показателей во внутрифирменном планировании, регулярные процедуры финансового контроля и аудита, т.е. все те элементы, которые ассоциируются с жестким управлением, постепенно уступают место методам мягкого, гибкого управления (вовлечения персонала в дела фирмы на основе взаимного доверия, поощрения предприимчивости в процессе трудовой деятельности и др.).

Дополнение жесткого административного руководства элементами мягкого управления открывает значительные резервы повышения прибыльности организации. В практике между этими элементами устанавливается своеобразный баланс. На этапах формирования идеи нововведения, ее разработки, сбыта и предоставления услуг потребителю доминируют поведенческие, гибкие подходы. При выполнении же рутинных операций, прежде всего производственных, применяются в основном методы жесткого управления, которые часто обогащаются приемами из арсенала мягких методов.

Другим важным итогом последних лет оказались организационная культура и инновационный менеджмент. В настоящее время многие специалисты американского и японского менеджмента склонны ставить организационную культуру по силе воздействия на людей в один ряд с управленческой структурой. Анализ показал, что главный потенциал и в то же время главная опасность для прогрессивных изменений кроются в человеке, а точнее в его сознании, культуре, в том числе и в культурных стереотипах поведен принятых в организации.

Большое внимание в последние годы уделялось формированию инновационного менеджмента - созданию организационных и экономических условий для «выращивания» новшеств (технологическая и коммерческая новизна), целенаправленному управлению процессом нововведений на фирме. В настоящее время на первое место вышли разработки по роли лидерства в управлении предприятием (фирмой, корпорацией). Современный руководитель - хозяйственный лидер, способный объединять усилия персон; поощрять инициативу, преодолевать издержки бюрократического механизма и гибко реагировать на изменения внешних условий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.