Неценовые детерминанты спроса. Эластичность спроса

«Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные»[6]. Важность относительных величин в определении ценовой эластичности несложно проиллюстрировать на примере. Допустим, что цена на шоколад поднялась на 40 рублей, такое изменение цены на данный товар является существенным, его невозможно не заметить, следовательно, оно вызовет значительное изменение величины спроса на шоколад. В то же время, если цена, например, на телевизоры поднимется на ту же величину ( 40 рублей), это изменение не будет столь ощутимым для покупателей и вряд ли существенно повлияет на величину спроса. Именно поэтому изменение цены и величины спроса в формуле выражается не абсолютно, а относительно:

Ed(p)= (∆Q/Q)/(∆P/P)*100% ,

где Ed(p) – эластичность спроса по цене;

∆Q/Q – относительное изменение спроса;

∆P/P – относительное изменение цены.

Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

«Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности»[7].

Спрос называют эластичным, если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции: Ed(p)>1.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос называют неэластичным: Ed(p)<1.

Когда процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью: Ed(p)=1.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то такой спрос является совершенно неэластичным: Ed(p)=0.

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным: Ed(p)=∞.

Рассмотрим взаимосвязь изменения эластичности спроса по цене и общей (совокупной) выручки.

«Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену: TR = P*Q, где TR- совокупная выручка, P – цена, Q – количество проданной продукции.

Если спрос эластичен (Ed(p)>1), уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное утверждение: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

При неэластичном спросе (Ed(p)<1) уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно, если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

При единичной эластичности (Ed(p)=1) увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной»[8].

Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного, неэластичного спроса, а также в условиях единичной совокупности отражено в следующей таблице:

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.