Сущность и функции государственно-монополистического капитализма

Возникновение государственно-монополистического капитализма представляет собой существенную и определяющую закономерность развития и функционирования этой стадии. Известно, что государственно-монополистический капитализм представляет собой соединение в единое целое силы частного монополистического капитала и силы государства. В связи с анализом этой стадии капитализма возникает вопрос об условиях и необходимости соединения этих сил.

Иногда возникновение ГМК связывают с подчинением государства монополиям и использованием его мощи в их интересах. В таком случае проявляется недооценка самостоятельной роли государства, которая приводит к тому, что этот процесс представляется как подчинение государства монополиям, а не как соединение двух самостоятельных сил.

На первых этапах существования и развития капиталистического производства государство как особый общественный институт не выполняло никаких собственно хозяйственных функций, а поэтому не могло относиться к системе экономических отношений этого общества. В основном его роль ограничивалась функциями, которые состояли в том, что оно «охраняло» частную собственность, границы своей территории, укрепляло общественный порядок и др. Собственно экономика не входила в сферу его деятельности.[7, c.283]

С переходом к монополистической стадии положение коренным образом изменилось. Растущая концентрация и централизация производства и капитала, образование монополий, сращивание монополистического промышленного и банковского капиталов, господство финансового капитала и финансовой олигархии подготовили почву для коренного изменения экономической роли и функций государства. В новых условиях рыночный механизм оказался уже не в состоянии самостоятельно и систематически регулировать существенно усложнившиеся экономические связи и отношения. Особенно остро это проявилось в связи с мировым кризисом начала прошлого века. Всё это предопределило необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.[6, c.715]

Таким образом, в условиях ГМК государство превращается в органический элемент экономической системы общества, являющийся экономическим фактором и агентом воспроизводственного процесса. Оно становится таковым объективно в результате развития производительных сил и производственных отношений этого общества. Причём, если бы даже отдельные монополии и не стремились использовать силу государства, сам экономический процесс развития вынудил бы их это сделать. Дело в том, что отдельные, даже самые могущественные монополии, не в состоянии в современных условиях изолировано, без участия государства, осуществлять воспроизводственный процесс, что особенно наглядно подтверждает конкуренция на мировом рынке. [3, c.170]

Кроме того, сама по себе сила государства может осуществлять свою экономическую функцию в меру использования силы монополий как средства реализации своей экономической роли в развитии данной общественно-экономической системы в целом.

Следовательно, государственно-монополистический капитализм является результатом слияния силы монополий с силой государства как двух важнейших сил, обеспечивающих функционирование экономической системы современного общества.

Но в этих новых условиях экономическая роль государства сводится не только к функции регулирования хозяйственной жизни, хотя, конечно, это регулирование приобретает особенно важное значение. Но этим дело не ограничивается. Экономическая роль капиталистического государства в условиях государственно-монополистического капитализма охватывает широкий комплекс экономической деятельности, в том числе государственного сектора экономики, играющего существенную роль в экономике современных развитых стран. Высокий уровень обобществления производства и обращения обуславливает возможность и необходимость планомерности всего воспроизводственного процесса, и это усиливает и даже видоизменяет экономическую роль государства. В этой связи нобелевский лауреат по экономике В. В. Леонтьев отмечал: «Теперь мы, американцы, теряем своё экономическое первенство, потому что наше правительство не следит за стратегией управления, а японское – постоянно изучает положение и даёт указание, что делать. У них мощная научная техника, громадные средства вкладываются в прогнозирование развития экономики».[7, c.285]

Перейти на страницу: 1 2


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.