Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода
Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:
* поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;
* поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;
* динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
* расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;
* выплату процентов по кредитам;
* выплату дивидендов;
* инвестиционные расходы;
* величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита). 44. Операционное бюджетирование
45. Бюджет доходов и расходов
Бюджет расходов и доходов
(или бюджет доходов и расходов) - это первый в числе документов основного бюджета, который отражает операционную деятельность предприятия, показывая ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции и услуг, т. е. доходности предприятия.
Бюджет доходов и расходов позволяет установить лимиты для основных видов расходов и для целевых показателей прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления.
Бюджет доходов и расходов - это прогнозирование стоимости продукции в отпускных ценах (тарифах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. 46. Организация процесса бюджетирования
На небольших предприятиях проект сводного бюджета обычно составляется бухгалтерией и утверждается генеральным директором, на средних и крупных предприятиях сводный бюджет, как правило, утверждается правлением.
В организационной структуре процесса бюджетирования выделяют субъекты планирования и объекты планирования:
- субъекты планирования
— подразделения, участвующие в разработке сводного бюджета: аппарат управления организацией. Он рассматривает, корректирует и представляет на утверждение бюджетные показатели объектов планирования. К ним относятся планово-экономические, финансово-экономические, планово-аналитические службы, отдел труда и заработной платы, управление маркетинга и сбыта и др.;
- объекты планирования
— подразделения, которым составляется сводный бюджет и которые ответственны за выполнение сводного бюджета: производственные цехи, служба сбыта, отдел снабжения, складские службы и др.
В «чистом виде» субъектов планирования не бывает, так как любое подразделение предприятия ответственно за выполнение того или иного бюджетного задания. Например, планово-экономическая служба, составляющая бюджетные сметы затрат функциональных служб, имеет свою бюджетную смету затрат, за выполнение которой оно ответственно и т.д.
Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов:
1. по методу break-down (сверху — вниз):работа по составлению бюджета начинается « сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной форме, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, включаются в планы подразделений
2. по методу build-up (снизу — вверх)
поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, а затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет, который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет предприятия. 47. Последовательность этапов бюджетирования
Каждое предприятие этапы бюджетирования определяет самостоятельно, но есть «классическое» построение бюджета, и последовательность данных этапов такова:
- бюджет продаж
- бюджет производства
- бюджет капиталовложений
- бюджет подразделений компании
На основании выше перечисленных бюджетов составляется основной (главный) бюджет предприятия, который утверждается бюджетным комитетом либо руководством. По существу основной (главный) бюджет консолидирует все предыдущие бюджеты, объединяя их в единое целое. После принятия (утверждения) основного (главного) бюджета через определенные промежутки времени (в зависимости от конкретной ситуации) регулярно составляется отчет об отклонениях (план/факт анализ). На основе данной информации, определяется и выполняется корректирующее действие, которое способствует сближению плановых и фактических показателей бюджета, или корректируется основной(главный) бюджет. 48. Какое структурное подразделение является центром финансовой ответственности, центром доходов, центром затрат
Этапы разработки управленческих решений
|
Особенности американского менеджмента
|