Основы управления малым бизнесом

Взаимодействие организации с внешней средой и ее внутренняя деятельность могут происходить с использованием различных типов менеджмента и в рамках определенной структуры.

Структура управления - это совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления предприятием, реализуемых в конкретных организационных формах и обеспечивающих целостность и эффективность управления. Структура управления находится в тесной взаимосвязи с функциями. При создании новой организации функции определяют формирование структуры. При совершенствовании производства и управления базой служит структура и модернизируется набор функций. На практике различают структуры двух типов:

1. Механистическую, характеризующуюся использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти в организации, централизацией принятия решений. Сюда можно отнести линейную, функциональную, линейно-функциональную, продуктовую, региональную структуру, ориентированную на рынок, дивизиональную структуру;

2. Органическую, характеризующуюся умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибкостью структуры власти, участием низших уровней управления в принятии решений. К этому типу относятся проектные, матричные и программно-целевые структуры.

На современном этапе идет формирование (синтез) таких организационных структур управления, которые наиболее полно соответствуют сложившимся принципам и функциям управления, обстоятельствам и условиям, существующим в данной организации и ее внешнем окружении. Можно выделить ряд особенностей, которые будут определять тип структуры, более или менее подходящей для организации: тип изделий (или услуг), технологические процессы, диверсификация деятельности предприятия, размер организации, взаимодействие с внешней средой и др. Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке принципиально зависят от выбранной стратегии развития предприятия и стратегических типов управления. Под стратегией понимается определенное направление развития предприятия, план достижения целей организации. Предприятия принимают следующие основные стратегии развития:

1. Концентрированного роста (усиления позиций на рынке, развития рынка, развития продукта);

2. Интегрированного роста (приобретения собственности, внутреннего расширения);

3. Диверсифицированного роста (производства новых продуктов);

4. Сокращения (целенаправленного и сбалансированного сокращения бизнеса в связи с изменениями на рынке, в целом в экономике и т.п.).

К основным стратегическим типам управления предприятиями относятся:

1. Жесткое рационалистическое (директивное) управление;

2. Управление по отклонениям от заданного состояния (процесса);

3. Управление по целям, включающее простое целевое управление программно-целевое управление, регламентное управление;

4. Управление с упреждением (управление по слабым сигналам, базирующееся на использовании адаптивных алгоритмов управления, анализа и прогноза будущих событий);

5. Управление по результатам (базируется на усилении функции координации и интеграции деятельности всех подразделений);

6. Управление на базе потребностей и интересов, основанное на стимулировании (мотивации) деятельности;

7. Управление на основе эффективной реализации корпоративной культуры и социальной ответственности;

8. Управление, ориентированное на стратегию возможного, позволяющее уменьшить фактор неопределенности.

Рассмотрим содержание менеджмента малого предприятия и его основные задачи. Руководитель-менеджер (предприниматель) должен:

1. Знать, изучать и анализировать факты, связанные с деятельностью предприятия; регулярно проводить ретроспективный анализ, выявлять логику развития событий на предприятии и в среде, с которой приходится взаимодействовать; изучать потребителя, диагностировать внутренние проблемы производственного коллектива, прогнозировать действие внешних факторов;

2. Намечать текущие и перспективные цели и держать их под постоянным контролем; вырабатывать стратегическую концепцию, разрабатывать конкурентоспособную стратегию действий, направленную на использование потенциальных возможностей коллектива; определять собственную социально-экономическую, производственную и предпринимательскую тактику;

3. Организовывать, обеспечивать, объединять ресурсы и средства (работники, машины, материалы, финансы, информация) для достижения целей; координировать, согласовывать производственные программы с позиций их общего ресурсного обеспечения по сметам и балансам с использованием нормативной базы; особое внимание уделять контролю за ключевыми ресурсами;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7



Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.