Перспективы развития инфраструктуры малого бизнеса

Рисунок 8 - Элементы инфраструктуры малого бизнеса

Как показывает опыт, для реализации государственной политики в этой области необходима институциональная структура государственной поддержки, основанная на разделении указанных функций. Базовыми элементами этой структуры являются:

1. Органы управления и контроля;

2. Финансовый орган;

3. Общественный орган (общественный совет по малому бизнесу).

Согласованные действия элементов такой институциональной структуры обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития малого бизнеса, интересам государства (через орган управления), интересам малого бизнеса (через общественный орган) и гарантирует ресурсное обеспечение государственной политики в этой области (через финансовый орган).

Результатом осуществления программ поддержки, центральную часть которых обычно составляют программы создания и развития инфраструктуры малого бизнеса, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении. Такая система, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки, и составляет инфраструктуру малого бизнеса.

Эффективность функционирования инфраструктуры и возможность реализации стоящих перед ней задач во многом зависят от продуманности схем ее создания и механизмов функционирования, комплексности предоставляемых услуг и других факторов.

Для западноевропейских стран характерны разнообразие элементов, формирующих инфраструктуру малого бизнеса, а также множество схем их построения и взаимодействия между собой. Какие-либо однозначные решения, которые можно считать оптимальными, и типовые схемы, применяющиеся в большинстве стран, практически отсутствуют (рисунок 9).

Программы

Рисунок 9 - Элементы инфраструктуры малого бизнеса

Однако в любой развитой системе поддержки малого бизнеса можно обнаружить сходные концептуальные подходы к формированию ее инфраструктуры:

1. Адекватность инфраструктуры уровню развития малого бизнеса и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и пр.);

2. Доступность объектов инфраструктуры для предпринимателей (по близости размещения территории);

3. Стоимость услуг, информированность о возможностях каждого элемента инфраструктуры;

4. Концентрация на наиболее острых проблемах деятельности предприятий малого бизнеса: финансовых (льготное кредитование, компенсация процентных ставок, гарантии, финансовый лизинг, финансовый менеджмент, финансовое и налоговое консультирование), имущественных (аренда помещений, лизинг оборудования, обустройство земельных участков для коммерческого использования), информационных (доступ к информационным сетям, трансфер технологий, выставочная деятельность), кадровых (подбор, подготовка и переобучение персонала, общий и специальный консалтинг);

5. Участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого бизнеса, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;

6. Распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы по поддержке малого бизнеса непосредственно на местном или региональном уровне;

7. Обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры на одной территории, следствием чего являются более эффективное использование ресурсов, комплексность и разнообразие оказываемых услуг, а также лучшая ориентация самих предпринимателей и возможностях этих элементов инфраструктуры;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5



Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.