Становление и развитие малого бизнеса

7. Повысить конкурентоспособность экономики;

8. Более полно использовать все виды ресурсов на ограниченных хозяйственных территориях;

9. Быстро организовать производство дефицитных товаров и услуг;

10. Наладить побочные, подсобные, сопутствующие, дополняющие производства в связи с развитием крупных хозяйственных единиц;

11. Оптимизировать структуру производства в рамках крупных хозяйствующих комплексов [27].

Казахстанское предпринимательство в своем становлении аналогично западным странам (за сравнительно небольшой временной период 10 лет) также прошло несколько этапов.

Первый наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х гг., когда перестройка дала свои «всходы» легального бизнеса: были приняты законы об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации, о совместных предприятиях. Существенные льготы всех видов, в том числе за счет средств бюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду, как к «золотому веку» малого бизнеса.

Первоначальный период развития малого бизнеса в Казахстане в виде массовой кооперации к началу 90-х гг. был завершен преобладанием негосударственной формы собственности. Однако, он принес не только желаемые результаты. Изнанкой «золотого века» малого бизнеса было то, что вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, присущих плановому хозяйству, с опорой исключительно на аппарат государственной власти управления.

Развитие негосударственных форм собственности столкнулось с рядом серьезных проблем: подобные формы предпринимательства, а именно кооперация, индивидуальная трудовая деятельность, СП не принимались в расчет при государственном планировании, что затрудняло обеспечение • частного сектора ресурсами и снижало конкурентоспособность его продукции. Бюрократические препоны препятствовали регистрации предприятий, прежде всего, совместных, на что уходило иногда более года.

Общественное мнение в отношении частных бизнесменов было отчасти негативным, их нередко трактовали, как расхитителей государственной собственности и спекулянтов. Затрудняло развитие частного сектора и крайне несовершенное законодательство.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился во всем постсоветском пространстве, частично и в Казахстане в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап в развитии казахстанского малого бизнеса. 1992 г. - начало экономических реформ, именуемых иначе - шоковая терапия - характеризуется сам; высокими с середины 80-х гг. темпами роста числа малых предприятий и численности занятых на них работников. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого бизнеса.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого бизнеса. Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 г. стал ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Малые предприятия продемонстрировали свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малого предпринимательства в этих условий стали социальное демифирование, обеспечение выживания в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. В частности, либерализация внешней торговли и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и .не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у казахстанского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля оперативно реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию казахстанского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, гак и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали появляться элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.